|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пост: разбор полетов. Одну из моих знакомых волнует вопрос повышенного холестерина в крови. В целях оздоровления, она решила попоститься. Но анализы, сделанные после поста, ее еще больше расстроили - холестерина стало БОЛЬШЕ, а не меньше. И это вполне закономерно. Пост - это не средство оздоровления. Но обо все по порядку. 1. Физиология против поста. Под постом многие понимают просто отказ от мяса, молока и яиц. В результате человек, соблюдающий пост, вынужден питаться преимущественно высокоуглеводной пищей - картошкой, кашами, булочками и т.д. Поступление белка в период поста резко сокращается. И вот что в этот момент происходит в организме. Углеводы, какими бы они разными не были по форме и вкусу (лапша, картофель, сдоба, пиво, вино, тортики и пирожные), в кишечнике превращаются в глюкозу и уже только одна глюкоза поступит в кровь. Далее вся эта глюкоза вместе с током крови направляется в печень, где частично превращается в гликоген, а частично в жир. Гликоген - своеобразный сахарный кисель - это форма хранения запасов глюкозы в печени. Но печень не может разместить за один раз более 90 г гликогена, поэтому остальная глюкоза, поступившая после принятия пищи, превращается в жир и отправляется в жировые запасы организма. Таким образом, если человек съел тарелку жареной картошки (70г углеводов) с хлебом (30 г углеводов) и запил это все сладким напитком (20г углеводов), то он получил за один прием пищи 120 г углеводов. 90 г углеводов останется храниться в печени в виде гликогена, а 30 г будет преобразовано в жиры - из них получится примерно 15 г жира. При условии 3-ех разового постного питания за день набежит 40-50 г жира, перемещаемого по крови. А если сюда еще добавить булочки, конфетки, печенье и тортики, поедаемые в перерывах между приемами пищи, и запиваемые сладкими чаями, кофе и компотами, то за день может набежать до 200 г жира (это примерно стакан масла, плавающий по Вашей крови). Вывод первый: при высокоуглеводном питании (посте) повышается количество жиров в крови. Однако это не самое опасное. Печень не выделяет жиры в кровь в виде больших жирных капель, т.к. переносить чистые жирные вещества кровь не может. Поэтому каждая порция жира обязательно упаковывается в белковую оболочку, только это делает возможным доставку жиров (липидов) туда, куда нужно. Такие транспортные капельки жиров, заключенные в белковую оболочку, называют липопротеидами. Однако липопротеиды сильно отличаются между собой - физиологи выделяют липопротеиды высокой плотности (ЛВП), липопротеиды низкой плотности (ЛНП) и липопротеиды очень низкой плотности (ЛОНП). Липопротеиды низкой плотности (ЛНП), которые еще называют "вредные липопротеиды", отличаются от ЛВП прежде всего размерами. Диаметр ЛНП в 2 раза больше диаметра ЛВП (диаметр ЛОНП еще больше). Разные размеры предполагают и разное содержание. И в самом деле если учитывать еще и неодинаковое процентное распределение липидов в ЛНП и ЛВП, то можно сделать вывод о том, что транспортная возможность липопротеидов низкой плотности больше по холестерину в 4,5 раз, по триглицеридам (жирам) в 9 раз, чем у липопротеидов высокой плотности. При том же расходовании белка на транспортные нужны. Т.е. липопротеиды низкой плотности (ЛНП) появляются в крови только при условии дефицита белка в организме. Современная медицина доказала, что именно липопротеиды низкой плотности (ЛНП) являются причиной возникновения атеросклероза - бича нашего времени. Самая страшная болезнь нашего века - атеросклероз. Атеросклероз вызывает ишемическую болезнь сердца (инфаркт миокарда и стенокардию), которая косит людей с размахом эпидемии. В среднем в мире 51% смертей приходится на ишемическую болезнь сердца. А в самых развитых странах процент намного больше - эта болезнь явилась причиной смерти в 75% случаев у мужчин 25-64 лет (от рака, стоящего на втором месте - всего в 14% случаев). За последние полвека смертность от этой болезни увеличилась более чем в 5 раз. Атеросклероз - вот настоящая болезнь цивилизации. Судя по всему, у нашего организма нет естественной защиты от ЛНП. ЛНП - это отчаянный шаг организма, вынужденного выполнять свои функции при резком дисбалансе поступления белков/жиров, даже путем нанесения себе отсроченного во времени вреда в виде атеросклероза. Только от соотношения в плазме крови белков и жиров зависит то, как жиры будут транспортироваться - в нормальном варианте липопротеидов высокой плотности, или в варианте экономии белков, липопротеидами низкой (а тем более особо низкой) плотности, т.е. в варианте приводящем к атеросклерозу. Вывод: пост (отказ от животных белков) приводит к тому, что жиры начинают транспортироваться преимущественно липопротеидами низкой плотности (ЛНП), что приводит к повышению уровня холестерина в крови и портит сосуды (вызывает развитие атеросклероза). 2. Христианство против поста. Каждая мировая религия начинается с описания жизни ее основателя. Обязательно приводятся различные высказывания, сделанные основателем по каким-то поводам, его поступки в тех или иных случаях, его комментарии поступков других. Это логично - людям всегда проще видеть перед глазами реальный живой пример, воплощающий в своем поведении все свои заповеди. При этом происходит так называемое подражательное обучение. Основатели религий жили и умирали согласно своему учению, поэтому личность основателя - это самое главное в любой религии, и по своему значению она превышает само учение. Учение, которое оставляли после себя основоположники религий, не всегда можно было понять рационально. В этом случае они для проповеди использовали различные образные формы рассказа - притчи. А то, что разум не принимал ни в какой форме, передавалось самим поведением создателя религии. Основоположником христианства является Иисус Христос. В этой связи будет интересно посмотреть, как сам Иисус Христос относился к постам. Иисус не проявлял никаких признаков аскетизма. Он не только участвовал в традиционных праздниках, но и установил два новых - Крещение и Евхаристию. Он боролся против фанатичности и формализма в соблюдении обрядов - постов, субботы, законов о пище. И именно то, что Иисус выдвинул на первый план внутреннюю работу над собой, а не букву Законов представлялось иудеям кощунственным посягательством на устои веры. За что, Он и был в итоге распят. Небольшое пояснение. Религии, по большому счету, делятся на те, которые основаны на формальном внешнем исполнении ритуалов, и на те, которым безразлично внешнее проявление веры, а главное - внутренняя работа. Первые - иудаизм, конфуцианство, зороастризм, ислам. В этих религиях важнее правильные поступки, чем испытываемые при этом чувства. Эти религии мало вторгаются в душевную жизнь людей, от них требуется лишь правильное поведение. Именно поэтому в этих религиях так много вниманию уделяется повседневным правилам поведения человека - оно очень жестко регламентируется. (Например, в Торе (Законе иудеев) выделяется 613 правил поведения и запретов. Для правильного исполнения всех этих правил был составлен 36-ти томный Талмуд - толкование Торы). Буддизм и христианство - противоположны по своей сути. В них не так важны внешние поступки, как внутренняя работа. Именно поэтому Иисус ничего не говорил о постах - это противоречит самому духу его учения. Он не отрицал постов, но настаивал на внутренней причине поста, а не на соблюдении какой-то формальной календарной даты поста - от такого-то числа до такого-то каждый год. Т.е. если Вам захочется попоститься, то это должно быть Ваше личное решение, возникшее глубоко внутри. Заповеди Иисуса (а их всего две: любовь к ближним и любовь к врагам) ничего не говорят о постах или других формальных обрядах, они говорят только о необходимости внутренней работы над собой. Иисус ставит на первое место не поступки, а помыслы и чувства. Главенство Закона (Торы), как того требовал иудаизм, христианство заменило на главенство Благодати. Сам Иисус постился лишь однажды и тоже по глубоко личной причине. Во время крещения от Иоанна Крестителя, ему было явлено, что Он - Сын Божий. После этого глубоко личного события Иисус удалился в пустыню на 40 дней и провел их в посте. Вывод: формальное исполнение обрядов (в т.ч. постов) - противоречит самой сути христианства. Посты, если и следуют приводить, то только по глубоко личному решению. Пост - это не обязанность, а итог внутренних душевных изменений, потрясений и катарсиса.
|
|